Музыкальная культура Украины — школьные уроки.
Развитие музыкальной культуры Украины в 18 веке. Презентация Станислава Молчанова, multistas. Школьные уроки, 8 — класс.
В 18 веке украинская музыкальная культура достигла заметных успехов. Важным событием в музыкальной жизни стало открытие Глуховской певческой школы. В ней готовили малолетних певчих для Придворной певческой капеллы. Решение открыть первое в Российской империи специализированное музыкальное учебное заведение в Глухове было вызвано тем, что Придворная капелла в Петербурге в начале ХVIII в. формировалась почти исключительно из украинцев, так как они славились своей природной музыкальностью.
Царским указом от 1 сентября 1738 г. приказывалось построить для школы отдельное здание и найти «угодного киевскому пению мастера». В школе постоянно училось 20-30 учеников. Средний срок обучения составлял 2 года. Ежегодно 10 выпускников Глуховской школы пополняли Придворный хор и оркестр в Петербурге. Всего же за 48 лет плодотворной работы в школе было подготовлено более 300 музыкантов, хористов, солистов и регентов для Придворной певческой капеллы!
Ученики Глуховской певческой школы обязательно посещали хоровые и симфонические концерты, оперы и балеты при дворе гетмана Кирилла Разумовского, пели в хоре Николаевской церкви. В Глуховской певческой школе обучали также игре на гуслях, бандуре и скрипке.
(Музыкальная культура Украины — школьные уроки)
Настоящей гордостью певческой школы, и самого Глухова являются его уроженцы, знаменитые композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский.
Максим Созонтович Березовский родился 16 октября 1745 года в городе Глухове. После учебы в Глуховской певческой школе, он продолжил учебу в Киевской академии. В 1758 году, за исключительные вокальные данные будущий композитор был послан в Петербург. Он стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича (будущего императора Петра ІІІ). Березовский часто участвовал в представлениях итальянской оперы, играл на скрипке. Максим Березовский успешно выступал солистом в Петербургской итальянской оперной труппе.
В 1765-1774 гг. он совершенствовал свое композиторское мастерство в Италии, в Болонской филармонической академии, под руководством выдающегося теоретика музыки Джова́нни Мартини, и в 1771 г. сдал экзамен на звание композитора-академика.
Березовский стал сочинять музыку, которая отличалась потрясающей вдохновенностью и итальянской строгостью. Его произведения имели большой успех, особенно оперы. Композитора избрали почетным членом нескольких музыкальных академий Италии, его имя было высечено золотыми буквами на мраморной доске в болонской академии рядом с именем великого Моцарта.
(Музыкальная культура Украины — школьные уроки)
В 1771 году Максим Березовский вернулся в Россию и был зачислен на скромную должность. О нём почти забыли, он не мог найти применения своим творческим силам, жил в бедности. Это привело Березовского к душевному кризису. 22 марта 1777 года Березовский покончил жизнь самоубийством. По другим данным — заболел горячкой и умер. Большинство музыкальных произведений композитора так и не было издано, они стали известны в рукописях, которые расходились по России практически моментально. Его композиции «Верую» и «Не отвержи мене во старости» исполняются в православных храмах в наше время. В память о Максиме Березовском в его родном Глухове несколько лет назад был поставлен памятник композитору. Авторы монумента трактовали его образ как воплощение трагической судьбы творца, его тонкой, ранимой, измученной души.
Гораздо счастливее сложилась судьба Дмитрия Бортнянского.
Дмитрий Бортнянский родился в 1751 году в городе Глухове в семье казака, служившего у гетмана Кирилла Разумовского. Семья жила в доме в самом центре города, рядом с шумным рынком и древней Николаевской церковью, откуда звучала прекрасная хоровая музыка. На рыночной площади кобзари, играя на бандурах, исполняли свои баллады и героические сказки. Студенты киевской академии исполняли комедии, насыщенные народными песнями и танцами. Очевидно, первые музыкальные впечатления маленького Дмитрия были связаны с этими событиями.
(Музыкальная культура Украины — школьные уроки)
Первые ростки неожиданного таланта домашние приметили,
едва Дмитрию исполнилось шесть лет. «Примечено было, что отрок обладает прекрасным чистым голосом, да еще и поет правильно, без фальши. Причем схватывает мелодии на лету, даже повторять не надо» В 6 лет маленького Дмитрия отдали в Глуховскую певческую школу. Проучившись в школе чуть больше года, он попал в число десяти лучших учеников–певчих и был отправлен в Санкт-Петербург. Дмитрий обладал редким голосом – дискантом, поэтому был в числе солистов. Один эпизод из детства Бортнянского приводится в биографическом очерке Дмитрия Долгова: «Прекрасная наружность и врожденное дарование малютки обратили на него внимание императрицы Елизаветы Петровны, доходившее до материнской заботливости. Государыня после концерта нередко сама завязывала ему горло своим шейным платком. В одну заутреню на Светлое Христово Воскресение маленький Бортнянский, заснул, утомленный продолжительным церковным богослужением. Императрица заметила это и по окончании службы, приказала отнести его на свою половину и осторожно положить в постель. Бортнянский проснулся и не верил глазам своим. Считая пробуждение продолжением сна, он долго не мог прийти в себя, и своим детским страхом, и смущением заставил императрицу смеяться». Бортнянский получил общее и музыкальное образование в часовне школы, учился музыке у украинца Марко Полторацкого, который был директором Императорской придворной капеллы.
Несмотря на то, что Бортнянский был физически вывезен из Украины, он поддерживал культурные связи со своей родиной, всё при дворе, от режиссера до самого молодого певца, было украинским. Во времена правления императрицы Елизаветы царила атмосфера подлинного увлечения украинской народной музыкой.
(Музыкальная культура Украины — школьные уроки)
В 1768 году Бортнянский был послан в Италию для продолжения и завершения композиторского образования. В Италии Бортнянский провёл 10 лет, там он погрузился в музыку европейского барокко и ренессанса. Он много путешествовал, посещая различные музыкальные центры, такие как Флоренция, Милан, Рим, Неаполь и Болонья, где он учился у Падре Мартини. Блестящий успех Бортнянского в Италии был замечен при российском дворе. В 1779 году ему было приказано вернуться в Россию. Бортнянский начал готовить певцов и сочинять духовную музыку для Екатерины II.
После смерти Екатерины в 1796 г. Павел I вступил на престол, на пятый день своего правления он назначил Бортнянского директором Императорской придворной капеллы, которая после смерти Полторацкого оставалась без руководителя, Бортнянский сохранит эту должность до своей смерти в 1825 г. Под управлением Бортнянского музыкальное заведение достигло своего апогея; он сосредоточил большую часть своего внимания на заботе и обучении своих собственных певцов. Бортнянский улучшил учебный процесс и условия жизни певцов. Капелла увеличила свой состав до 108 певцов и расширила свой репертуар. Его еженедельные открытые хоровые репетиции и концерты стали центральными в культурной жизни Санкт-Петербурга.
(Музыкальная культура Украины — школьные уроки)
Бортнянский — автор 6 опер, камерно-инструментальных произведений, хоровых циклических концертов, 10 двохорних концертов, Херувимскойи причастных произведений. Знаменитый гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» был неофициальным гимном Российской империи с 1796 по 1816 год. Бортнянский — автор 6 опер, камерно-инструментальных произведений, хоровых циклических концертов, 10 двохорних концертов, Херувимской и причастных произведений. Среди всех его работ наиболее известной остается Херувимская песнь №7, исполняемая в ночь Пасхи и на некоторые другие большие праздники. Она переведена на латынь и широко опубликована в западных сборниках. Бортнянскому удалось сделать административную карьеру, стать официальным придворным композитором и дожить практически до 74 лет. Он и умер красиво — в постели, в окружении любящей семьи: жены, сына и внуков, под свою же духовую музыку в исполнении хора придворной певческой капеллы. Сегодня музыка Бортнянского продолжает свое триумфальное выступление в концертных залах разных стран и континентов. Наследие этого великого композитора по праву принадлежит к самым замечательным страницам музыкальной культуры.
Презентация Станислава Молчанова